Антиинфляционное регулирование сферы страхования жизни и здоровья

Кошки спят больше половины своей жизни.

Изучение экономической роли государства: понятие фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики; экономическая политика и методы, а также цели, ресурсы, объекты, методы и инструменты государственного влияния на рыночные отношения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Примечательно, что власть по-разному наращивала свое присутствие в отраслях. В фаворитах оказались чиновничья каста и силовой блок. Расходы на них росли как в абсолютном, так в относительном выражении. В частности, содержание чиновников достигло 1,1% ВВП, силовиков - 5,1% ВВП. Активнее государство стало вмешиваться в экономику: поддержка отраслей народного хозяйства увеличилась до 1,5% ВВП. Единственное направление, по которому произошел относительный спад, вопреки официальным заявлениям властей стало социальное обеспечение, куда вошло образование, социальная политика, здравоохранение. Итак, доля расходов на соцобеспечение сократилась с 2,8% ВВП в 2000 году до 2,4% ВВП в 2006 году.

Иначе говоря, властям важнее иметь мощный госаппарат для укрепления вертикали власти и крепкую силовую поддержку, нежели снижать уровень бедности.

Также верхние строки занимают расходы на национальную экономику и межбюджетные трансферты. Политика государства осознанно направлена на усиление роли государства. Это можно видеть, в частности, по росту госрасходов инвестиционного характера. Если в 2004 году они составляли 1,4% ВВП, то в 2006 году уже 2,3% ВВП.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно дают знать о себе и изъяны рынка, и изъяны государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается, лишь усиливая влияние других. На практике редко встречаются идеальные решения. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства. Такое диалектическое представление об изъянах рынка и государства позволяет облегчить принятие политических решений: во всяком случае отпадают - по причине нереальности - заведомо неприемлемые варианты, базирующиеся на чрезмерно оптимистической оценке возможностей либо рынка, либо государства (хотя именно эти варианты внешне наиболее привлекательны).

Выводы по второму параграфу

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Однако не все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Существует также и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования.

Фиаско государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. К сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

Фиаско государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами: неравенство в получении информации, недобросовестность государственных чиновников и чрезмерное разрастание госаппарата, несовместимость во времени принятия тех или иных решений.

Одни эксперты считают, государство недофинансирует многие статьи расходов (относительно 1997 г.), другие - что кризис 1998 г. был вызван именно чрезмерностью госрасходов, их сокращение стало закономерным результатом кризиса. В соответствии с концепцией сокращения госрасходов оптимальным для России считается уровень госрасходов 17-18% ВВП, т.е. вдвое ниже существующего.

По оценкам экспертов, государственные расходы могут быть сокращены примерно на треть за счет замещения, где это возможно и целесообразно, бюджетных средств внебюджетными, негосударственными.

Концепция сокращения госрасходов связана с необходимостью устойчивых высоких темпов экономического роста. Анализ темпов роста показывает, что рост масштабов перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему тормозит рост ВВП.

Таким образом, вопрос о фиаско государства фактически сводится к вопросу о том, какие задачи могут быть эффективно решены рыночной экономикой без государственного вмешательства или при условии минимального государственного вмешательства, когда функции государства ограничиваются установлением правовых рамок и контролем за соблюдением законов.

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ:

ЦЕЛИ, РЕСУРСЫ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

3.1 Основные цели государственного регулирования

Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели: полная занятость, нулевая инфляция. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты [24, с. 377].

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две: увеличение занятости и борьба с инфляцией, и инструментов тоже два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называют целевой функцией. Здесь нужно учесть, что чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной политики при достижении многих целей. По отношению друг к другу цели экономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны.

Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы - кривая Филлипса.

Взаимодополняемые цели экономической политики сочетается друг с другом. Такими целями являются - рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются очень редко. Например: снижение безработицы до определенного уровня может не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов: объем государственных расходов; темп изменения реальной заработной платы; уровень занятости; индикатор распределения доходов; размер инвестиций; совокупный спрос; уровень производства; сальдо денежного баланса. Позже, в 70-е годы прошлого столетия экономисты уже рассматривали 4 цели: полная занятость; стабильность цен; отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса; устойчивый уровень экономического развития.

В 80-90 годы прошлого столетия многие правители стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость; борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия.

Для стран с развивающимися рынками стратегическим направлением государственной политики является борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной властью.

Рассмотрим механизм государственного регулирования.

3.2 Механизм государственного экономического регулирования

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.

Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы - эффект будет невелик. Это творческая задача, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

Механизм регулирования экономики включает:

1. ресурсы регулирования,

2. объекты регулирования,

3. формы регулирования,

4. методы регулирования,

5. концепции регулирования,

6. инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.

Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п.

Формы регулирования современной смешанной экономики: конкурентно-рыночная; корпорационная; государственная; межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Соотношение между данными формами подвижно и определяется конкретно-историческими факторами каждой страны на различных этапах ее развития. Так, если после "кейнсианской революции" в экономической науке четко обозначилась тенденция к усилению государственного регулирования экономики, то в последние десятилетия - в условиях "монетаристской контрреволюции" стала преобладающей тенденция к дерегулированию, когда все больше проблем решаются рынком и корпорациями [14, c. 58].

Особенность современного этапа - развитие новых форм взаимодействия четырех форм регулирования: появляются разнообразные формы координации деятельности государств (и их группировок), крупного, среднего и мелкого бизнеса, их совместных действий в сфере разработки и реализации целевых программ, выработки промышленной стратегии. Одной из таких форм является создание смешанных государственно-частных предприятий (в том числе совместных). Их преимуществами выступают дополнение достоинств функционирования предприятий в условиях конкурентного рынка реализацией на микроуровне целей макроэкономической политики; гибкое маневрирование объемом государственного капитала; воздействие правительства на инвестиционную, инновационную, структурную, ценовую политику фирмы. В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгосударственных институтов, а также транснациональных корпораций.

Но дерегулирование не означает демонтажа системы государственного вмешательства в экономику вообще. Просто государство освобождается в индустриально развитых странах от части своих прежних функций - с тем, чтобы эффективнее решать другие, остающиеся за ним задачи, которые более решать некому. Государственными приоритетами все больше становятся денежная, валютная, кредитно-финансовая и налоговая политика, антимонопольные меры. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно, важнейшей функцией государства остается "социальное корректирование", социальная защита.

3.3 Формы и методы государственного регулирования

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные (прямые) методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические (косвенные) методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. При этом преобладающими являются экономические регуляторы, которые органично вписываются в рыночную систему, не разрушая ее структуру.

Проведенное разграничение методов регулирования довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования: он контролируется той или иной государственной службой, которая изменяет его после принятия соответствующего политического решения - например, снижение ставки налога на добавленную стоимость с 28 до 20%. С другой стороны, в каждом административном регуляторе должно быть нечто экономическое - воздействие на интересы хозяйственных субъектов. Например, переход правительства к прямому контролю над ценами, установление потолков или минимального уровня цен неминуемо побуждает фирмы к оперативному пересмотру их производственных программ.

Вместе с тем административные и экономические методы существенно различаются. Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю (последнее возможно там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему). В подобном случае правительство начинает не просто, скажем, планировать цены, но и стремится осуществлять контроль за объемом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками, зарплатой, прибылью и ее распределением, связями между поставщиками и потребителями и т.д. Но даже в относительно мягком своем варианте административные методы не предполагают материального стимулирования определенной деятельности фирм или же, наоборот, неотвратимости нанесения финансового ущерба при игнорировании ими неких общественных потребностей.

Применение прямых методов опирается прежде всего на силу государственной власти, действующее законодательство и связано с включением ею в свой арсенал мер запрета (например, строительства новых промышленных предприятий в Парижской агломерации путем прекращения выдачи соответствующих лицензий), разрешения (использовать национальный парк в туристических целях) или принуждения (организовывать производственное обучение молодежи на частных фирмах).

К административным регуляторам непосредственно примыкают и такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение - например, приобретать облигации государственного целевого займа, покупать преимущественно отечественные товары и тем самым "поддерживать отечественного производителя", хранить деньги не в домашних условиях, а в сберегательных банках и т.п.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Например, повышение ставки процента по государственным облигациям создает ситуацию, при которой владелец денежного дохода добавляет к прежнему количеству вариантов его использования еще один, на данный момент, возможно, наиболее привлекательный с точки зрения теории "выбора портфеля".

Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства.

Рассмотрим сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики.

- При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально-техническое снабжение, опирающееся на централизованные госзакупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно так же надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров неэластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

- Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

- Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой "планки" российского образования.

- Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой "царствует" нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

- Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

Как видим, экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми рыночными отношениями они давно уже стали неотъемлемым элементом хозяйственного механизма. Мировой опыт доказывает, что администрирование опасно не само по себе, а лишь тогда, когда не имеет под собой достаточного экономического обоснования, превращается в самоцель чиновника, ищущего сферу применения своей потребности притеснять, не допускать и т.п. При этом соотношение административных и экономических методов не постоянно и способно динамично изменяться. Так, в кризисный период роль административных регуляторов рыночной экономики становится неизмеримо выше по сравнению со стабильной ситуацией. Подтверждением данной закономерности может служить проведение в послевоенных Западной Германии и Японии таких непопулярных принудительных акций, как денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов [2, c. 126].

В мировой практике используется много комбинаций методов регулирования экономики. При этом одни методы - преимущественно экономические - выполняют роль несущей конструкции, а другие - в основном административные - роль амортизаторов, гасящих негативные эффекты.

В 1980-1990 г.г. наблюдается дерегулирование, ослабление контроля государства над экономикой в изменении соотношения прямых и косвенных методов государственного вмешательства в пользу косвенных. Это проявляется в отказе от жесткого контроля над ценами (при сохранении подсистемы регулирования цен), от прямого вмешательства в дела предприятий, сокращении прямого перераспределения ресурсов в форме субсидий, дотаций, переходе к более мягким формам промышленной политики.

Промышленная стратегия на Западе используется сегодня лишь в случае твердой научной уверенности и высокой степени общественного согласия, что чистый рынок в данном конкретном случае неэффективен.

Дерегулирование сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением. В этом случае проявляется некая диверсификация деятельности государства по регулированию экономики, что требует диверсификации и экономической политики (появился специальный термин policy diversity - разнообразие политики).

В рамках стратегии дерегулирования усиливается деятельность государства по расширению возможностей конкурентно-рыночного саморегулирования, создаются благоприятные возможности для предпринимательства: формируется соответствующая инфраструктура, ограничиваются монополистические тенденции, поддерживается малый и средний бизнес, всемерно поощряется инновационная деятельность фирм.

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве самоцели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспортоориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно-технологической конструкции, малоконкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. К важнейшим из них относится: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

3.4 Инструменты государственного регулирования

Еще совсем недавно главной задачей большинства стран было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании "рациональной несбалансированности". И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как самоцель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данные важнейшие цели инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

- налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

- государственные инвестиции и субсидии;

- учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

- государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

- государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

- прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

- целевые социально-экономические и научно-технические программы;

- хозяйственное законодательство и т.п.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Государство осуществляет торговое и валютное регулирование. Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Все инструменты тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Изменение в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действуют изолировано от других.

При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования обычно предъявляются определенные требования:

1. Недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.

2. Воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами.

3. И экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом "не помешай рынку".

Выводы по третьему параграфу

Микроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции, например антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика.

Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

Проведение определенной экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма ее осуществления, или реализации. Механизм реализации экономической политики - это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.

Все методы проведения в жизнь экономической политики можно объединить в две общие группы: административно-правовые методы регулирования экономики и экономические методы регулирования экономики.

Административно-правовые методы регулирования экономики - это хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики. Это законодательство включает в себя такие разделы, как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д.

Экономические методы регулирования экономики условно можно объединить в несколько групп: бюджетно-финансовые методы регулирования экономики, включая налоговые и бюджетные методы, например изменение налога на прибыль корпораций и государственных расходов на приобретение вооружения; денежно-кредитные методы регулирования экономики, например изменение ставки процента по кредитам, которые государственный центральный банк предоставляет коммерческим банкам; планирование и программирование экономического развития, в частности разработка планов развития экономики и целевых программ развития отраслей, регионов, программ технической модернизации промышленности.

Проблема выбора и сочетания многообразных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. Взгляды в вопросе о роли и функциях государства в экономике простираются в диапазоне от "ночного сторожа" до органа, который практически все контролирует и всем распоряжается - в том числе и как собственник огромных факторов производства.

Сегодня постсоциалистическим странам необходимо выбирать оптимальную для каждой конкретной страны в каждый данный период ее развития ту или иную комбинацию рынка и командной системы, позволяющую наилучшим образом разрешить основные проблемы переходного периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении курсовой работы были сделаны следующие выводы.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.

В настоящее время экономическая роль государства возрастает. Государственное вмешательство в рыночную экономику растет в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить последствия внешних эффектов. Этих сфер становится все больше и больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы.

В рыночной экономике государственное регулировании играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости» и только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно.

Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования относится государственный сектор экономики. К косвенным мерам относятся инвестиции, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование импорта и экспорта. Таким образом, средства или методы государственного вмешательства подразделяются на административные и экономические.

Экономические методы взаимодействуют на конъюнктуру рынка и на нее, косвенно на производство и потребление товаров и услуг и осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства.

Административные методы противоположны природе рынка, они блокируют действие рыночных регуляторов и используя законодательную власть осуществляются в приказном порядке.

В переходный период на более позднем этапе, по мере преодоления экономического спада более актуальной становится функция стимулирования экономического роста, появляется возможность увеличения финансирования фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему излишним воздействием.

Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависит основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.

В условиях рынка перед государством встает задача: как с помощью экономических рычагов поддержать и облегчить функционирование рыночной системы и в то же время своим излишним воздействием не разрушить эту систему.

Не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов. Государство создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. - М.: «ЮНИТИ», 2004. - 335 с.

2. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. - 2001. - № 11-12. - C. 117 -129.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004 - 384 с.

4. Бродский Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. Учебники Высшей школы экономики. ГУ ВШЭ. 2005. - 224 с.

5. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2006. -510 с.

6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 345 с.

7. Замулин О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории // Вопросы экономики. - 2005. - №1. - С.144-153

8. Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Монография.- М.: РПА МЮ РФ, 2003. - 67 с.

9. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. -М.: Дело, 2002. -471 с.

10. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др.; Под ред. В.С. Автономова и др. М.: ИНФРА-М, 2006. - 783 с.

11. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Экономистъ, 2005. -861 с.

12. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. - М. Эксмо, 2007. 960 с.

13. Классики кейнсианства в 2 т. : пер. с англ. . Т.1. К теории экономической мысли / Харрод Р. Экономические циклы и национальный доход: Ч. 1-2/ Э. Хансен. - М.: Экономика, 1997. - 416 с.

14. Клейнер Г. Эволюция институциональных систем.-М.: Наука, 2004.-357с.

15. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. - М.: «Гелио» АРВ, 2005. - 536 с.

16. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. 1992. №11. С. 123-125

17. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. - 1993. - №11. - C. 14-19.

18. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2004. - 256 с.

19. Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 486 с.

20. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. / А. Селищев - СПб: Питер, 2007. - 448 с.

21. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002 - 544 с.

22. Попов Р.А. Антикризисное управление: учебник для вузов / Р.А. Попов. - М. : Высш. шк., 2003.-429 с.

23. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер Принт, 2006, - 384 с.

24. Чепурин М. Н. и другие. Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2004 г. -832 с.

25. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В. Д. Камаева. - 7-е изд., перероб. И доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

26. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714 с.

27. Ясин Е.Г. Российская экономика: Истоки и панорама рыночных реформ: Учеб. пособие / - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 436 с.

28. Центр фискальной политики //www.fpcenter.ru

Размещено на Allbest.ru